www.inauka.ru

Любовь Стрельникова,
главный редактор журнала "Химия и жизнь"

Эволюция наоборот

Новые учебные планы, предложенные Министерством образования для срочного обсуждения, поразили даже самых лояльных представителей образовательной среды. По существу, правительство в лице своего министерства заявило об уничтожении естественных дисциплин в школе, ибо нет смысла изучать половину алфавита, все равно языка знать не будешь.

Не мозаика, а распавшееся полотно

Что будет, если из мозаики Ломоносова "Полтавская баталия", которая находится в здании Санкт-Петербургского научного центра РАН, повыковыривать хотя бы треть фрагментов? Никто не поймет, что на ней изображено: целостная картина распадется, превратившись в драное полотно из цветных пятен. Именно это и происходит сейчас с российским школьным образованием. В предлагаемых министерством учебных планах естественнонаучные дисциплины кастрированы настолько, что волосы у учителей химии и биологии, да и просто людей понимающих, встали дыбом.

Картина мира, не успев сложиться в общих чертах, под ножницами чиновников распалась окончательно. Зачем же уничтожают лучшее из того немногого, что еще осталось в России и что признают во всем мире? Любые перемены и реформы преследуют какую-то цель. Так давайте определимся с системой целей. А для этого нам надо ответить на два вопроса: какое общество и какую экономику мы собираемся строить и что такое образование вообще.

Какое общество мы собираемся строить

Весь мир уже дал ответ на этот вопрос: Европа, Япония, США объявили, что приступили к строительству экономики и общества, основанных на знаниях. Это означает, что единственно возможный путь развития прогрессивных стран - освоение высоких технологий в области материаловедения и техники, биотехнологии и медицины. И этот будущий технологичный мир потребует от каждого достаточно широких естественнонаучных знаний, хотя бы из элементарных соображений повседневной безопасности и комфорта. Почему-то западный мир понимает, что основа экономики - это высокотехнологичная промышленность. А вот банки, юридические конторы и финансовые компании - это всего лишь сервисная служба для промышленности, и второе существовать без первого не может. Весь мир сегодня старается усилить преподавание естественных дисциплин в школах и заинтересовать детей физикой, химией и биологией. А мы с легкостью уничтожаем прекрасные традиции преподавания этих дисциплин, которые пока еще сохранились в России, а детей ориентируем на сервисные профессии в экономике. Молодежь ломится в юристы и экономисты. Куда их столько? И где мы возьмем деньги, чтобы уже через десять лет покупать мозги в Китае, как это делают сегодня США?

В одном из своих весенних выступлений наш президент Владимир Путин объявил, что Россия будет строить экономику, основанную на знаниях. Очень правильное решение, только вот нынешние учебные планы никак не соответствуют заявлению президента.

Не общество знаний, а общество потребления

Какое же общество вырисовывается исходя из предлагаемых учебных планов? Увы, дебильное общество потребления. Эту потребительскую идеологию демонстрируют сами чиновники от образования: "Зачем школьнику знать, что такое аллотропия и эволюция? Ему это в жизни не пригодится!" Но при таком утилитарном подходе к образованию детям достаточно было бы учиться три года, а не 11 лет, потому что надо всего лишь освоить письмо, чтобы расписываться в ведомостях на зарплату, и чтение, чтобы разобраться в меню. Вот, собственно, и все. География? Да кому она нужна - извозчик довезет. Математика? Да зачем, если компьютер подсчитает...

Подход "это не пригодится в жизни" демонстрирует полное непонимание того, что же такое образование и какие цели оно преследует. Школьное образование - это формирование системы знаний, из которых складывается представление о мире в двух его ипостасях - материальной и идеальной. Подчеркиваю - система знаний, где отдельные ее части увязаны между собой, где общие понятия кочуют из дисциплины в дисциплину, находя свои наиболее яркие иллюстрации, будь то дуализм, гомологичность, мимикрия, аллотропия, интерференция, эволюция... Эта базовая мировоззренческая терминология, сформировавшаяся еще в древние времена, пронизывает картину мира, как золотые нити - гобелен.

Образование - это еще и инструмент передачи знаний, накопленных поколениями, причем знаний в системе, которая с каждым годом уточняется, пополняется и пересматривается. Эта важнейшая миссия образования позволяет сохранить цивилизацию как таковую. Цивилизации избрала технологический путь развития, и элементарная логика подсказывает, что естественные дисциплины не то что сокращать, а увеличивать надо. Но все происходит наоборот.

Перегрузка - от новомодных предметов

Представляю, как сейчас чиновники всплеснут руками: дети в школах перегружены, а вы предлагаете еще нагрузку увеличить? Ну что ж, давайте разберемся, почему дети перегружены в школах. Им сегодня действительно труднее учиться, чем их родителям в свое время. И вовсе не потому, что они тупее, а потому, что в девяностых по системе образования чиновники уже нанесли серьезный удар -- ввели в угоду моде новые предметы (экономику, ОБЖ и прочие), отобрав часы у биологии и химии, физики и географии. Все эти новомодные предметы могли остаться логичными разделами естественных дисциплин. Единственным обоснованным шагом было появление информатики. В результате тот объем, который в доперестроечные времена изучался, например, в курсе химии в течение трех лет (7-9-е классы), теперь ученики должны освоить менее чем за два года. Вот вам и перегрузка (и это касается всех естественнонаучных дисциплин).

Разрушены межпредметные связи

Есть еще одно важное обстоятельство. Образование - это система знаний, поэтому здесь очень важны межпредметные связи, когда изучение какой-то темы в курсе химии параллельно поддержано соответствующими разделами в физике и биологии, а темы географии - соответствующими разделами курса истории. Скажем, нет смысла изучать понятие рН (кислотности среды) в девятом классе, поскольку представление о логарифмах ученики получат только в десятом. Впрочем, понятие рН давно изъято из школьного курса, хотя оно прочно вошло в нашу житейскую лексику.

Межпредметные связи, которые так продуманно и аккуратно выстраивали в советской школе, в нынешней окончательно порушены. Здесь сыграло свою роль немыслимое количество учебников и различных программ по предметам, предложенных учителям на выбор. А построить связи в системе, состоящей из случайного набора компонентов, очень сложно, если возможно вообще. Так что детям учиться теперь труднее. Дальше будет еще хуже, если не остановить чиновников.

Так какие же цели преследует перекраивание школьных программ? Я этих целей не вижу и боюсь, что они к собственно образованию и интересам общества отношения не имеют. Традиции образования складываются веками. Они слишком важны для государства, которое задумывается о своем завтрашнем дне. Это стратегическая сфера, которая не может кроиться по воле чиновника. Расхлебывать-то придется нам: чиновники приходят и уходят, а мы остаемся.


 

Dungeons Of Darkness   http://rellif.narod.ru   e-mail:  filler@gorodok.net

 

 

Сайт управляется системой uCoz