www.inauka.ru

Александр Тамбиев,
профессор биологического ф-та МГУ

Чем грозит сокращение часов по биологии

Минобразования разослало письмо "О проекте базисного учебного плана для начального общего и основного общего образования", в котором предлагается вдвое сократить преподавание биологии и географии в 6-м и 7-м классах, доведя количество часов до одного в неделю. Это грозит необратимыми последствиями.

Школьные предметы можно было бы (условно) разделить на две категории - первую, которая готовит человека к прагматическому использованию знаний, скажем, при математических расчетах авиационных и космических аппаратов, в автомобилестроении и т.д., и вторую, дающую начала фундаментальных знаний о природе, а также те сведения, которые будут применяться в гуманитарной сфере (политике, языкознании, социологии, истории, философии...).

Биология, которую с "похвальным" усердием сокращают и сокращают в школьных программах, своими корнями уходит в обе категории. На ее достижениях стоит современная медицина и особенно медицина будущего. Биологическая наука XXI века - геномика занимается расшифровкой геномов живых существ, в том числе и человека, и открывает совершенно новые методы лечения тяжелейших наследственных заболеваний, которых около 500, создавая "прицельные" лекарства, работающие на генном уровне, и применяя принципиально новую стратегию лечения.

Геномика растений дает возможность создавать высокопродуктивные и устойчивые к болезням сорта, полезнейшие штаммы микроорганизмов, что резко двигает вперед одно из трех важнейших направлений человеческой деятельности в XXI веке - биотехнологию, которая поможет решить проблему дефицита белка на планете. Таким образом в выигрыше окажется сельское хозяйство. Угрожающее накопление вредных веществ в окружающей среде, грозящее будущей жизни человечества, смогут снизить в первую очередь биологи-экологи.

Это короткое перечисление возможностей биологии для поддержания жизни общества показывает необходимость не сокращения, а увеличения ее удельного веса в школьных программах. Но на деле идет политика, направленная на снижение уровня естественно-научных знаний. Поэтому так разительно велик разрыв в знаниях школьников, поступающих в вузы, где нужно сдавать биологию, и требованиями на вступительных экзаменах. Все это приводит к углублению биологической неграмотности общества.

Нельзя забывать, что мы имели и, несмотря на усилия реформаторов, все еще сохраняем одну из лучших в мире систем образования. Иначе наши уезжающие специалисты не были бы столь востребованы в других странах. А наши школьники не забирали бы на Международных олимпиадах такого количества призовых мест по той же биологии.

Никогда не нужно забывать, что сам человек представляет собой биологический вид, принадлежащий природе, и в то же время создает свое техногенное, антропогенное окружение, которое активнейшим образом воздействует на природу. В конце прошлого века на земном шаре каждую минуту вырубали 23 гектара тропического леса, а по всему поясу джунглей в день укладывали 5 млн деревьев. В год очищали от леса территорию, примерно равную Швейцарии. Если дело будет так продолжаться, то тропические леса исчезнут к концу первой трети нашего века или, как говорят, сработает "скрытая мина XX века". Земля лишится большей части своих легких, надежда останется только на нашу Сибирь и в меньшей степени на Канаду. Назовем только один из итогов этой деятельности, которой пока не найдена альтернатива, - пустыни занимают уже более 20% поверхности планеты и увеличиваются в год на 15-17%. Разумно разобраться в создавшейся ситуации смогут опять-таки биологи-экологи.

Учить этому, внушать интерес к биологии нужно с младых ногтей. От невежества в этой науке, от отсутствия знания школьников о природе и о теснейших взаимосвязях ее с человеческим обществом не оберемся последствий ни мы, ни наши потомки.


 

Dungeons Of Darkness   http://rellif.narod.ru   e-mail:  filler@gorodok.net

 

 

Сайт управляется системой uCoz