www.inauka.ru

Сергей Лесков

Учёные - новый гегемон

Согласно нашему любимому мифу, Россия отличается от всех прочих стран высокой культурой и замечательным образованием. Кое-где у нас порой бывают недостатки, но по части образования и культуры мы впереди планеты всей. Это настолько очевидно, что с этим невозможно спорить, не рискуя прослыть циником и невежей.

Однако же образование и культура суть некие идеалистические понятия, которые нельзя ни взвесить, ни измерить. Душа есть, а плоти нет. Единственная область, где сопряжение образования и культуры дает зримый, подвластный измерению и неоспоримый результат, - это наука. Достижения науки оспорить нельзя, они построены на цифре. А с цифры, согласно мудрецам, начинается истина.

В эти дни из Стокгольма пришло радостное известие: наши ученые получили Нобелевскую премию. Один из них, правда, давно американец, но свою нобелевскую работу он сделал еще в те времена, когда Америка ему не снилась. Под громом рукоплесканий и тяжестью поздравительных объятий нет-нет и промелькнет предательский вопрос: почему наших физиков-нобелевцев всего десять, а американцев - больше сотни? Историки от науки ищут доказательства несправедливого учета наших достижений со стороны Нобелевского комитета, который в годы "холодной войны" проникся-де духом капитализма. Историки находят еще пять-шесть советских ученых, которые сделали замечательные открытия, но не были званы на нобелевский Олимп. Все равно мало. Необъяснимо мало. Про наше отставание по части химии (один лауреат) и физиологии (два лауреата в дореволюционные времена) говорить даже неудобно.

Весь мир уже Мы совершенно убеждены в том, что американцы серые и в массе своей необразованные люди. Каким образом этой убогой нации удается собирать столь обильные нобелевские урожаи? Не будем себя обманывать: Нобелевская премия - это вершина пирамиды, в основании которой лежат наши любимые образование и культура.

ВИ чем выше уровень образования и культуры, тем лучше живет нация, их впитавшая. Наука, чего Маркс предвидеть не мог, стала производительной силой, а ученые - господствующим классом, новым гегемоном. В цивилизованном мире считается неприличным торговать своими недрами. Экономика западных стран стоит на продаже высокотехнологического продукта, который невозможен без культуры, образования и науки. Почти половина мирового рынка высокотехнологичной продукции приходится на долю США. На долю России - 0,2%.

Мы должны радоваться нашим наградам, но мы не должны забывать об этом соотношении. Забудем - больше наград не будет. Не из чего будет их добывать. Для того чтобы наука давала отдачу, в науку надо делать вложения (это общемировой закон). Они же - инвестиции. В Америке финансирование науки на 50% определяется государственным бюджетом, еще столько же дают частные инвесторы. Российские бизнесмены, когда речь заходит о науке, молчат, как пионер на допросе. Неужели по части прижимистости они скроены из другого вещества, чем их западные собратья? На спорт филантропические взоры обратили, а наука в вечном ауте. И уже родилась гипотеза: для сырьевой экономики интеллектуальный сектор вреден, а полезно - снижение народонаселения.

Что касается государства, то оно науку вниманием не обходит. Государство принимает от ученых челобитные. Государство созывает совещания в Кремле, где заверяет ученых в своем всегдашнем почтении к науке. Единственное, чего не делает государство, - не дает денег. Добро бы науке не давало. Но по всему мировому опыту, не замечая ее материальных невзгод, не дает денег самому себе.

Как говорит нобелевский лауреат Виталий Гинзбург, "российская наука бедна деньгами, но богата талантами". Нобелевский лауреат Алексей Абрикосов, когда-то получивший вместе с Гинзбургом Ленинскую премию, уже давно в Америке. Не надо быть Нострадамусом, чтобы предсказать: если ничего не изменится, скоро очередного нобелевского лауреата с Россией будет связывать вузовское образование. Потом - только школьное. Потом - далекие культурные корни.


 

Dungeons Of Darkness   http://rellif.narod.ru   e-mail:  filler@gorodok.net

 

 

Сайт управляется системой uCoz