Олег Бочаров

Дюжина самых дюжих
альтернативных рок-альбомов

(по мнению редакции "Painkiller")

1. NIRVANA 'Nevermind' (1991)

Вопреки всем уверениям MTV, что 'Nevermind' - один из лучших рок-альбомов всех времен и народов, на самом деле это... правда. Странно, что ни до, ни после 'Nevermind' Nirvana не смогла осуществить затею аналогичной грандиозности, выпуская очень недурственные, но ничем не выдающиеся пластинки. Печально, что гранджевитые последователи дела Кобэйна извратили и опошлили все лучшее, что было в Nirvana, провернув ее через соковыжималку и собрав в баночку мутную и вонючую смесь депрессии, скуки и наркотической вони.

2. BEASTIE BOYS 'Ill Communication' (1995)

Хотя практически у каждого живого существа (от диплодока до бандарлога) Beastie Boys ассоциируются с рэпом и прочим хип-жопом, у этих бруклинцев хватило сил аж на два гитарных лонгплея - 'Check Your Head' и 'Ill Communications'. Оба альбома, выше крыши нашпигованных хип-хопом, фанком, панком и гранджем толстой коркой обросли вокруг скудного мозга современного альтернативного поколения, направив мысли тинейджеров в правильном направлении. Так что редкий альтернативщик долетит до середины Атлантики, не прослушав в плеере хотя бы пару песен... 'Sure Shot' там, или 'Sabotage'.

3. PIXIES 'Doolittle' (1989)

В сей пластинке гнездятся практически все (на удивление трезвые во всех смыслах этого слова) формулы, по которым Nirvana выстроила царство 'Nevermind', но есть и многое из того, что по-пьяни утеряно следующим поколением: саркастический стеб, педантичная(!) истерика и анархическая мелодика и структура песен, которая заставила журналистов говорить о том, что песни Pixies не имеют ни начала, ни конца. 'Doolittle' - не самое злобное и жесткое, но зато самое безупречное творение из немногочисленного наследия Pixies - всего-то четыре лонгплея и одна минька. Неудивительно, что 'Doolittle' признан в Британии "Альбомом года" стараниями незаменимых в таких случаях журналистов New Musical Express.

4. POGUES 'Hell's Ditch' (1990)

Фолк-рок группа номер один в последний раз записывается вместе с заслуженным алкоголиком Ирландии, после чего их пути расходятся - Pogues спешат в мэйнстрим, а Шейн МакГоуэн - в ЛТП. Голос Шейна звучит как никогда мрачно, похмелье переросло в хроническую стадию, подавив почти все позывы плясать и веселиться, которыми так гордились ранние Pogues. Вот из этих алкогольных мук и родилась эпитафия Pogues, прекрасная как блеск спирта в лунном свете.

5. LEMONHEADS 'Come On Feel The Lemonheads' (1993)

Окончательно забив на панк-рок шипастый буй еще на предыдущем альбоме 'It's A Shame About Ray', Lemonheads озадачили себя сочинением мягкого гитарного пост-рок-н-ролльного рока шоу-бизнесу во блажь. В этом деле они достигли вершин, непокоренных почти никем со времен The Beatles, и 'Come On Feel The Lemonheads' - лучшее тому доказательство. Баланс на грани мэйнстрима и альтернативы ими выдерживается идеально, но перевес остается на стороне второго, ибо Lemonheads никогда не забывают ненавязчиво понатыкать в малозаметные места альбомов парочку жестких номеров, дабы не стать престарелыми близнецами Hanson.

6. BREEDERS 'Last Splash' (1993)

Распад Pixies вызвал к жизни массу любопытных проектов. Как ни странно, в самой заднице очутился лидер Фрэнк Блэк, которого хватило лишь на один достойный его имени перл в виде дебютного альбома. Гитаристка Ким Дил обскакала уволенного с лейбла 4AD за бесперспективность коллегу на полном ходу, вместе с Breeders записав один из ярчайших бриллиантов в ожерелье тяжелого альтернативного жанра - ощетинившийся иглами жестоких риффов и таинственных женских вздохов 'Last Splash'.

7. RED HOT CHILI PEPPERS 'Blood Sugar Sex Magik' (1991)

Отчаянная попытка идеологов голливудского фанка сделать лучший фанк-роковый альбом всех времен и народов, которая почему-то получилась! Трудно сказать, помогла ли им в этом магия, а может секс, сахар или кровь, но Red Hot Chili Peppers сами себе сделали редкостное западло, ибо все, что стоило с тех пор им записать, любую, самую гениальную пластинку, как публика начинала морщить нос: "Чо опять за фуфло эти перцы нам впендюрили? Пойду-ка я лучше, сдам бутылки и куплю себе еще один компакт-диск 'Blood Sugar Sex Magik', а то предыдущие пятнадцать копий я запилил до дыр..."

8. JESUS AND MARY CHAIN 'Honey's Dead' (1992)

Олицетворение британской альтернативы, перегруженные нойзом и фидбэком Jesus And Mary Chain поначалу прославились погромами на концертах, которыми могли бы гордиться местные манчестерские футбольные клубы. Второй повод для гордости - первенец 'Psychocandy' несмотря на свою малослушабельность по сей день числится в каталоге рок-классики где-то в третьей колонке второй страницы. Но подлинного триумфа альтернативной мысли Jesus And Mary Chain достигли спустя семь лет, внеся капитальные изменения в свой саунд, то ли в свете гранджевой революции, то ли обслушавшись Pixies, которые годом раньше стойко отыграли ковер-версию "мэричейновского" 'Head On'. Жутковато, но мелодично в пределах, ограниченных самыми нойзовыми гитарами британской сцены. Velvert Underground в экстремуме, одним словом.

9. PRIMUS 'Pork Soda' (1993)

Как это ни чудовищно звучит, но хоть и музыка Primus имеет куда больше общего с Minutemen, Фрэнком Заппой и Red Hot Chili Peppers нежели с хэви-металом, в этой достойной упоминания команде умудрился бренчать на гитаре господин Ларри Лалонде, в чьи надрывные скрежеты мы могли с замиранием сердца вслушиваться, заценивая музыку культовой прото-дэт-металлической группы Possessed. Тяжелые корни в Primus все же можно прочувствовать душой, прислушиваясь, как в колонках гнусавит ностальгический инфранизкочастотный бас, шизофренически утрамбовывая блеющий, как заблудшая овца, психоделический вокал.

10. JON SPENCER BLUES EXPLOSION 'Now I Got Worry' (1996)

Mute Records, хотя и давно считаются весьма уютным бараком для боевых красавцев мировой альтернативы, но такой проект, как Jon Spencer Blues Explosion для них уникален. Впрочем, и для остального мира тоже. Маниакальный изуверский блюз, в котором ощущается лишь две нехватки - хоть капельки милосердия и пары аккордов от Джона Зорна, чей многолетний опыт изнасилований саксофона пришелся бы очень кстати к пост-джазовой отрыжке Джона Спенсера и Ко.

11. MEAT PUPPETS 'Meat Puppets II' (1983)

Одни из тех, благодаря чьим ленивым и неторопливым стараниям грандж выполз на белый свет. И это признала сама Nirvana, отыграв "анплаггед" две песни Meat Puppets с их второго альбома - 'Plateau' и 'Lake Of Fire', причем в непосредственном сопровождении самих "братьев паппетов". В отличие от американских альтернативщиков более позднего розлива, Meat Puppets отличались большей стилистической изощренностью (или извращенностью?), не замыкаясь на самоизобретенном грандже и вечнопропагандируемом кантри-роке.

12. RADIOHEAD 'OK Computer' (1997)

Не мудрствуя лукаво, и не применяя прочих недозволенных приемов, Radiohead сделали себе имя на самой заурядной пост-психоделической материи. Гнилой кусочек Pink Floyd, черствый кусочек Cure, пригоревший кусочек Joy Division, протухший кусочек Velvet Underground и много кусочков всего того, что налипло на альтернативе за более чем двадцать лет ее существования. Как итог - единодушный альбом года, спасибо голосовавшим за это британским музыкальным критикам.


 

Dungeons Of Darkness   http://rellif.narod.ru   e-mail:  filler@gorodok.net

 

 

Сайт управляется системой uCoz