Олег Бочаров

Популярный краткий словарь
металло-музыкальной терминологии

Не так давно (а если говорить конкретнее — то совсем недавно) мне довелось быть невольным свидетелем достаточно мрачной сцены. Так уж сложилось, что мне пришлось преподнести в подарок одной особе свежий номер журнала, известного в народе под названием «Painkiller». Особа с чувством глубокого удовлетворения принялась изучать это издание, и спустя полчаса изрекла: «Очень интересный журнал... но совершенно непонятный. Столько слов незнакомых — явно издание для продвинутых людей». Спешу уверить Вас, что не каждый главный редактор способен пропустить мимо ушей такого рода замечание. В результате мною коллегиально было принято единоличное волевое решение — опубликовать краткий словарь тяжелых музыкальных терминов, дабы каждому читателю был он подмогой и отрадой в тяжком чтении нашего любимого журнала (и не только его).

АЛЬТЕРНАТИВА (alternative) — подробнее об этом можно прочитать в июльском номере «Painkiller». Альтернативный рок наряду с мэйнстримом и металлом — одна из базовых ветвей рок–музыки. Альтернатива включает в себя громадное количество жанров (от панка до готики), далеко не все из которых являются некоммерческими и по–настоящему альтернативными. При нынешнем положении дел в шоу–бизнесе, альтернативой зовется все, что не является попсой или металлом.

АМБИЕНТ (ambient) — амбиентная (или эмбиентная) музыка была изобретена на рубеже 60–70 годов первыми электронными экспериментаторами — Tangerine Dream, Kraftwerk и т.п. Являясь чисто «фоновой» музыкой, амбиент более годится для саундтрэков к кинофильмам или наркотическим бредням, нежели для удовлетворения традиционных музыкальных потребностей. В последние годы амбиент нашел свою нишу и в металлической сцене, как правило в суровых антимузыкальных изысках самых чокнутых блэк–металлистов, старающихся богатым языком гуденья, скрипа и шипенья передать угрюмую бескрайность вечной мерзлоты или трагическое одиночество путника, выпавшего из туристического автобуса на полпути в Ад.

АТТИТЬЮД (attitude) — практически непереводимый на русский язык термин, без которого, однако, невозможно точное описание жизнедеятельности многих рок–групп. Дословно переводится как «позиция», фактически это означает творческую и жизненную позицию музыкантов. Например, «аттитьюд» настоящего панк–рокера, это ненависть к разжиревшому шоу–бизнесу, любовь к наркотикам, алкоголю, татуировкам и сквернословию. Стандартный «аттитьюд» блэк–металлиста — язычество, сатанизм, ненависть к «продажным» группам, любовь к вечной мерзлоте и ежедневные прогулки по фьордам. Без наличие крутого «аттитьюда» музыкант никогда не сможет стать культовой фигурой в среде фэнов.

БЛАСТ–БИТЫ (blast–beat) — жестокая и одиозная манера игры... точнее говоря, стучания по барабанам. Трудно найти изобретателя, но очевидно, что на пленке первые настоящие бласт–биты были зафиксированы в 1986 году одновременно тремя группами — Napalm Death, Cryptic Slaughter и Repulsion. Бласт–бит представляет собой экстремальный, но сложный вариант барабанной дроби, исполняется на пределах человеческих возможностей и способен даже из баллады Элтона Джона сделать брутальный вирш нечеловеческой ярости. Бласт–биты делятся на три разновидности: блэковые, дэтовые и хард/грайндкоровые. Основное различие между ними заключается в порядке чередования рабочего барабана и бочки.

БЛЭК–МЕТАЛ (black metal) — в отличие от большинства других металлических жанров, история блэк–метала абсолютно прозрачна и не имеет темных пятен. Мир прекрасно осведомлен, кем и когда изобретен стиль, кто придумал его название, кто внес принципиально важный вклад, кто кого убил, сколько сжег церквей и сколько пидоров пострадало в борбе за гетеросексуальное дело сатанизма. Впервые фразу «black metal» мир увидел на обложке одноименного альбома Venom 1982 года. Любопытно, что музыкально эта пластинка имеет крайне мало с современным блэком... однако не стоит фыркать. Дело в том, что предыдущий диск Venom ‘Welcome To Hell’ носил в себе почти все черты, присущие современному блэку. От других металлических жанров блэк отличала злобная брутальность и оголтелый сатанизм в имидже и текстах. Несмотря на громадную популярность Venom, блэк–металлическое больше никто из знаменитостей нести не захотел. Последователи Venom превратили блэк в трэш, и жанру, казалось бы, наступил конец. К счастью, в Скандинавии небезызвестный Куортон под именем Bathory стойко продолжал поддерживать в блэк–метале жизнь, постепенно внося в музыку все больше нордической мерзлоты. Что под его влиянием привело в начале девяностых к настоящему блэк–металлическому буму. Отдельное «спасибо» за это заслужили авангардные полки блэк–андеграунда — Darkthrone и Mayhem.

БРУТАЛЬНЫЙ (brutal) — жестокий, зверский, ужасный. В качестве музыкального термина также носит значение «тяжелый», «мощный», «безумный». Слово применяется для того, чтобы как можно сильнее выразить экстремальность и бесчеловечность музыки. Обычно применяется в описании творчества дэт–металлических, блэк–металлических и грайндкоровых команд.

ГОТИКА (gothic) — достаточно древний музыкальный жанр, порожденный романтическо–вампирски настроенными пост–панковыми группами во главе с Bauhaus. Металлическая сцена, осуществляя непрерывную экспансию во все музыкальные сферы в конце концов достигла границ готики, чем даровала ей новую жизнь. Современные готические проявления в металле носят самые непредсказуемые формы, их звучание лежит в бескрайнем диапазоне от Depeche Mode до дум–метала, главное, что их объединяет — вампирский и средневековый имидж и печальная, гробовая романтика мелодий и текстов.

ГРАЙНДКОР (grindcore) — наижесточайшая форма металлического хардкора, фактически — самый брутальный жанр, когда либо озвученный на этой планете. Зачинщиками выступили пресловутые Napalm Death в 1987 году, ускорив хардкор до сверхсветовых скоростей и приплюсовав к нему дэт–металлический вокал. Получилось очень смешно. Однако когда в дело включились такие титаны, как Carcass, стало не до смеха. Пережив короткий пик популярности в 88–90 годах, нынче грайндкор ушел в глубокое подполье, оставив, однако глубокий след в брутальной музыке — его отголоски слышны как в дэт, так и в блэк–метале.

ГРАНДЖ (grunge) — тяжелая, угрюмая, неторопливая гитарная альтернативная музыка. Стилистически гнездится где–то на стыке Black Sabbath с панк–роком. Основоположников — масса, но главными популяризаторами стали Nirvana, Soundgarden и Pearl Jam.

ДРАЙВ — многие, конечно, удивятся, но факт остается фактом — такого музыкального термина в англоязычной прессе не существует. Слово «драйв» изобретено кем–то из «совков» и загадочным образом оно вошло в лексикон любого меломана. В английской и американской музыкальной прессе термин «драйвовая музыка» обозначается совершенно иными словами (например, «exciting music)». Советуем учесть этот забавный факт при общении с иностранцами. Русские любители музыки под драйвом понимают заводную, крепко сколоченную, мощную музыку. Драйв заставляет вас беситься, плясать, биться головой о стену или по–крайней мере выложить из кармана 15 у.е. на покупку компакт–диска сразу после прослушивания первых же драйвовых аккордов.

ДУМ–МЕТАЛ (doom metal) — жанр, выросший из почвы, удобренной Black Sabbath, готической музыкой и дэт–металом. Прото–думовые группы (Candlemass, Trouble) фактически были лишь современными инкарнациями Black Sabbath в особо извращенных формах, но как только Paradise Lost смогли присовокупить к их наследию брутальный саунд дэта и готическую атмосферу, на свет появился тот дум–метал, который мы все знаем и любим. В конце девяностых, как только брутальность начала приедаться, дум–металлические группы свернули на побочные пути. В результате половина из них превратилась в чисто готические проекты — те же Paradise Lost. Но другие (например, Cathedral) стали опять неотличимы от Black Sabbath, за что получили ярлык «стоунер–рок» («stoner rock»).

ДЭТ–МЕТАЛ (death metal) — термин введен в обиход с легкой (на самом деле очень и очень тяжелой) руки культовой группы Possessed. Наряду с Celtic Frost, Possessed заложили основы дэт–металлического жанра — наиболее жестокой, тяжелой и скоростной формы чистого металла (грайндкор, как известно, не совсем чист). В современный вид дэт–метал привели флоридские группы Death и Morbid Angel, тем самым переманив на свою сторону львиную долю трэш–металлических фэнов. В конце 80–х/начале 90–х дэт–метал был доминирующим жанром металлического андеграунда, устояв даже перед натиском дум–метала, и лишь сравнительно недавно сдав позиции в пользу блэк–метала.

ИНДАСТРИАЛ (industrial) — название жанра говорит само за себя. В основе стиля индастриал — умение извлекать звуки и ритмы, присущие машинам и противопоставлять себя традиционной «живой» музыке. Правда, за годы развития индастриал породил ряд более либеральных течений, где от изначальной механической идеи остались лишь механические барабаны. Индустриальная музыка — неотделимый компонент современной тяжелой сцены, и невозможно представить себе, что еще двенадцать лет назад она находилась вне пределов досягаемости металлических фэнов. Первоначально индастриал был уделом андеграундных экспериментаторов–наркоманов, львиная доля которых ошивалась в окрестностях Германии. Ситуацию переломили Godflesh, выпустившие альбом ‘Streetcleaner’ (1989) на металлическом лейбле в 1989 году, и тем самым вдохновившие легион последователей, среди которых числятся такие гранды, как Fear Factory.

ИНДИ (indie) — сокращение от independent music — независимая музыка. Эта вся музыка, не являющаяся попсой и издаваемая так называемыми «независимыми лейблами», то есть фирмами, не принадлежащими крупному шоу–бизнесу. Практически весь цвет металлической и альтернативной музыки рождается в дебрях инди–бизнеса. Крупнейшим независимым металлическим лейблом сегодня является Nuclear Blast Records, а панк–роковым — Epitaph Records, обе эти компании могут похвастать многомиллионным оборотом.

ИНТРО (intro) — сокращение от «introduction». Короткое инструментальное, речевое или звуковое вступление в начале альбома (реже — вступление к отдельной композиции). Везучие слушатели иногда обнаруживают также «аутро» (outro) — лаконичное концептуальное завершение альбома.

КОВЕР(КАВЕР)–ВЕРСИЯ (cover version) — просто–напросто исполненная заново песня, ранее исполняемая другим артистом. Необходимо уметь различать ковер–версию, ремикс и плагиат. Плагиат — это несанкционированное использование чужой мелодии, при котором чужое произведение выдается за собственное сочинение. Ремикс — это электронная переработка готовых исходных записей с целью получения нового звучания и/или аранжировки на выходе. В отличие от плагиата ковер–версия является законным использованием чужого материала с указанием реального авторства. И в отличие от ремикса в ковер–версии почти никогда не используются готовые фрагменты чужой записи — весь трэк отыгрывается музыкантами заново от начала и до конца.

КОРПСПЭЙНТ (corpsepaint) — можно перевести как «гримировка трупа», но все не так страшно, ибо основное значение — разускраска туловищ. В среде металлистов весьма модное занятие еще со времен Элиса Купера и Kiss. Нынче в основном используется на сцене и на фотосессиях блэк–металлистами, размалевывающими свои физиономии самыми чудовищными оттенками белил вперемешку с кровью и трупными пятнами.

КРОССОВЕР (crossover) — см. хардкор.

ЛЕЙБЛ (label) — так принято называть на слэнге звукозаписывающие компании.

МАЖОРНЫЕ ЛЕЙБЛЫ (major labels) — крупные, как правило транснациональные звукозаписывающие корпорации. Львиная доля мирового музыкального бизнеса контроллируется такими «мажорами», как Universal, Sony Music, BMG, EMI и WEA.

ПАУЭР–МЕТАЛ (power–metal) — обобщающее название быстрой, мелодичной и не очень тяжелой армады последователей Helloween, преимущственно германского происхождения. Пауэр–метал незаметно вырос из спид–метала, в отличие от последнего он делает акцент на ярко выраженной мелодической вокальной линии. Склонность к псевдо–классическим аранжировкам произведений характерна для большинства пауэр–металлических групп, здесь сказывается любовь пауэр–металлистам к наследию Вагнера, Грига и Мусоргского. Однако песенная структура композиций остается неотьемлимой частью творчества пауэр–металлических команд, что сильно облегчает восприятие этого жанра и многие годы удерживает его в высшей лиге металлической сцены.

ПРОГРЕССИВ (progressive) — наиболее интелектуальный жанр тяжелой музыки — антипод панка. Большинство прогрессивных коллективов крайне неслушабельны, ибо в их творчестве доминируют «кривые» тактовые размеры, многочасовые соло, безумные вокальные пассажи. Самые известные представители данного стиля в металлической инкарнации — Dream Theater, Symphony X и Fates Warning, в свое время смогли найти баланс между навороченностью и мелодией. В большинстве же случаев, прогрессивные команды долго не живут.

РИФФ (riff) — короткая и ритмически повторяющаяся законченная инструментальная партия. В металлической музыке речь идет исключительно о гитарных, или в редких случаях — бас–гитарных риффах. Гитарные риффы составляют ритмическую и даже мелодическую основу для львиной доли железной музыки — благодарить за это надо блюзовые и ритм–энд–блюзовые корни тяжелого рока.

РЭП–КОР (rapcore) — см. хардкор.

СПИД–МЕТАЛ (speed metal) — почти мертвый сегодня жанр, просуществовавший не более пяти лет в середине восьмидесятых. Первоначально культивировался группами Exciter, ранними работами Anthrax и т.п. К смерти спида–метала привело изобретение более агрессивного, изощренного и обладающего большим творческим потенциалом стиля трэш–метал. С другой стороны многие (преимущественно германские) спид–металлические группы незаметно перешли в иную категорию — пауэр–метал. Музыкально спид–метал был попыткой придать традиционному хэви–металу многократное ускорение без внесения принципиальных технических изменений. Такая чрезмерная консервативность жанра и обусловила его короткую жизнь.

СТЭЙДЖ–ДАЙВИНГ (stage diving) — основное развлечение полупьяной публики на металлических и особенно панковых концертах. Выражается в кувырках и прыжках со сцены в забитый по самую крышу фэнами партер. Иногда чревато увечьями — если не расчитать место и сигануть не на голову ничего неподозревающих фэнов, а на усеянный бычками и банками бетонный пол. Концерты, где не разрешается стейдж–дайвинг считаются бессмысленной тратой времени и денег.

СТОУНЕР–РОК (stoner rock) — см. дум–метал.

ТРЭШ–МЕТАЛ (thrash metal) — весьма модная (лет пятнадцать назад) музыка, которую нынче продолжают эксплуатировать лишь самые стойкие ортодоксалы навроде Slayer или Annihilator. Thrash metal появился на свет, как логическое продолжение экстремальных тенденций, заложенных в спид–метале и первобытном блэк–метале. Первые отзвуки настоящего стиля проявились в 1984–1985 годах, причем одновременно в двух точках глобуса — США и Германии. Если американская ветвь (в лице Metallica, Anthrax и Slayer) в создании трэш–метала в основном использовала спид–металлический опыт, то немцы (нетрудно догадаться, что имеются в виду Kreator, Destruction и Sodom) гораздо сильнее попахивали блэк–металлическим сырьем. В 1985 году стараниями S.O.D. в будущий трэш–метал были вложены хардкоровые нотки, после чего жанр был окончательно сформирован и в 1986 году начал полноценную жизнь.

ФИДБЭК (feedback) — резонансное эхо, возникающее в микрофоне и звукоснимателях при определенных условиях, то бишь, знакомый всем свист в колонках, без которого не обходится почти ни одна настройка инструментов. Фидбэк (впервые зафиксированный на пластинке в песне ‘I Feel Fine’ The Beatles) является неоьемлимым атрибутом «грязной» музыки, а потому постоянно используется в панк–роке и альтернативе для создания дополнительного шумового фона по мере надобности.

ФЭНЗИН (fanzine) — «самиздатовский» музыкальный журнал, тиражируемый обычно на ксероксе, ризографе или ротапринте, и распространяемый силами музыкальных фэнов в своей тусовке. Существуют фэнзины–переростки, тиражи которых зачастую сопоставимы с настоящими типографскими изданиями. Фэнзины обычно нигде не зарегистрированы, материалы сочиняются непрофессиональными авторами, что ничуть не умаляет их очень важной роли в «раскрутке» групп метал– и панк–андеграунда.

ФЭН–КЛУБ (fan–club) — в принципе, фэн–клубом может назвать себя любое сборище фанатов той или иной группы, даже если в этом сборище всего один, но зато крайне активный человек. Впрочем, нас интересуют прежде всего т.н. «официальные фэн–клубы». Обычно официальный фэн–клуб — это коммерческая организация, учрежденная менеджментом рок–группы. Она обрабатывает почту поклонников, за определенный взнос принимает новых членов в свои ряды, рассылает им информационные бюллетени, сувениры и даже аудио спец. издания. К сожалению, не все фэн–клубы чистоплотны и оперативны. Самый пресловутый пример — официальный фэн–клуб Metallica, снискавший ненависть фэнов по всей планете, благодаря денежной обдираловке и невыполнению даже сотой доли взятых на себя обязательств.

ХАРДКОР (hardcore) — под этим термином скрываются три совершенно различные музыки. Итак, хардкор №1: наиболее жестокая, скоростная и агресивная форма панка. Как правило характеризуется предельным минимализмом — короткими песнями и скупыми мелодиями в обмен на колоссальную энергетику. Классические образцы: Black Flag, Circle Jerks, Minor Threat. Жанр оказал громадное влияние не только на развитие панк–рока, но и на появление брутальных форм металла. В середине 80–х хардкор переплелся в горячих объятиях с трэш–металлом, породив «кроссовер», примеров такого симбиоза масса: DRI, SOD, Cryptic Slaughter. Хардкор №2: нью–йоркское изобретение — смесь металла с рэпом. Иногда его кличут «рэп–кором», что на самом деле куда более точный термин. Ознакомиться со стилем можно послушав Biohazard или Pro–Pain. Хардкор №3: экстремальная форма электронной танцевальной музыки. В Америке этот стиль также зовут «габба» (gabba). Электронный хардкор зачастую бывает не менее жестоким, чем металлический, а с появлением таких групп, как Atari Teenage Riot, настала пора говорить об электронном грайндкоре.

ХАРД–РОК (hard rock) — см. heavy metal.

ХУК (hook) — популярный англоязычный музыкальный термин, пока не очень прижившийся в русском слэнге. Переводится как «крюк» или как «цеплять». Термином обозначают «цепляющие» мелодии. Хуком может быть четкий, запоминающийся с первого раза припев, или матерый, энергичный, и опять–таки запоминающийся с первого раза рифф. Простой хук — основа хорошей популярной песни, но в брутальных жанрах такая экзотика попадается нечасто.

ХЭВИ–МЕТАЛ (heavy metal) — термин, изобретенный печально знаменитым писателем–развратником, символом хипповского разложения и наркотической дегенерации Уильямом Бэрроузом. Первая группа, к которой приклеили сей громогласный термин в 1969 году, стали Led Zeppelin. Любопытно, что в нашей стране широкие массы провели собственную терминологическую революцию. Led Zeppelin, Black Sabbath и прочие Kiss обзывают «хард–роком», и мало из кто россиян подозревает о том, что термин «хард–рок» на Западе почти не применяется. Там есть только «хэви–метал», и в этом легко убедиться, взяв в руки английскую или штатовскую рок–прессу даже начала семидесятых. Мы там с интересом обнаружим, что титулом «хэви–метал» награждаются все мало–мальски тяжкие команды вплоть до Queen и Uriah Heep. В первоначальной трактовке хэви–метал — это любая тяжелая и жесткая музыка, с ярко выраженным «силовым» имиджем, доминирующей ролью гитар и агрессивным звучанием. Но приходится согласиться, что современные формы металла уже далеко не всегда отвечают этим требованиям...
 

Dungeons Of Darkness   http://rellif.narod.ru   e-mail:  filler@gorodok.net

 

 

Сайт управляется системой uCoz