Szykel Gruby

Ой! Что это такое?

Как известно, с тех пор, как человечество по глупости изобрело гитару, все люди стали делиться и размножаться на две половины - тех, кто на ней играет плохо, и тех, кто вообще на ней играть не в состоянии. Иногда встречаются экземпляры, хорошо владеющие данным инструментом, но их людьми назвать трудно - они больше походят на волосатые гитарные придатки. В народе принято считать, что именно эти самые придатки делают погоду в зловредном и пагубном явлении, в народе известном под именем "рок музыка", причем погоду хорошую. При этом как-то забывается тот факт, что помимо хорошего состояния климата иногда случаются всяческие дожди, грады, а иногда (между делом) - и ката-, и просто клизмы. Вот об одном из катаклизмов мы сейчас и побеседуем, а точнее говоря, о тех людях, которые сотворяли эту самую плохую погоду в безоблачной атмосфере рок-культуры...

Ни для кого не секрет, что около пятнадцати лет назад начался девятый десяток нашего столетия. Но этому десятку, как ни странно, предшествовали еще года два-три, пропитанные адскими звуками забавных и симпатичных панк-роковых чудищ во главе с Sex Pistols, Damned, Clash и Ramones. Первые три фигуры из вышеизложенного списка и составили ярко раскрашенный гребень так называемой Первой Волны Британского Панка (ПВБП).

Провозглашаемый как музыка пролетариата, панк-рок к концу семидесятых стал расслаиваться в первую очередь по социальному признаку. Мажорные Clash повели за собой целую армаду ново-волновых коллективов, сплошь состоящих из студентов, папиных сыночков и прочих людишек, жаждущих власти над пуританами лакеями. Но дух революции горел в полупьяных душах жителей лондонских, манчестерских и бирмингемских трущоб. И один из них - Джимми Пурси (лидер Sham 69) - олицетворял чернорабочую, но светлую сторону панк-анархии. С ним был весь британский молодой пролетариат, всеми нами почитаемые трудовые массы выкладывали последние пенсы, покупая его пластинки - и, как результат, пять хитов: 'Angels With Dirty Faces' (19 место в национальном топе), 'If The Kids Are United' (9), 'Hurry Up Hurry' (10), 'Questions And Answers' (18) и 'Hersham Boys' (6).

Музыка и идеология Sham 69 брали начало от скинхэдской культуры. Этим и был обоснован крайне агрессивный имидж коллектива - концерт, во время которого не происходило ни одной потасовки, пропадал зазря. Кстати, гениальная мелодика банды имеет некоторое сходство с творчеством Slade, а ведь, как известно, и Slade начинали как скинхэды - интересное совпадение, не правда ли?

Впрочем, давайте читайте быстрее, а то мы так не скоро доберемся до сути.

Помимо активной пропагандистской и музыкальной деятельности, Джимми искал боевых соратников и единомышленников. Его стараниями миру были представлены два коллектива под труднопроизносимыми, но чарующими уши настоящего панк-рокера названиями Cockney Rejects и Angelic Upstarts.

Сии коллективы, вкупе с Sham 69 и, конечно же, UK Subs явили собой самую яркую часть Второй Волны Британского Панка (ВВБП). По сравнению с ними Sex Pistols были жалкими попсарями - сила бунта ВВБПэшников, мощь их саунда не подлежала никакому сравнению ни с кем иным - ни с живым, ни с мертвым. В то время, когда многие злорадные критики объявили о кончине панк-рока, наблюдая за скатыванием в выгребную яму попсы Damned и Clash, пролетарские панк-группы все глубже зарывались корешками в андеграунд, дабы никакие медиа не смогли бы их оттуда выкорчевать.

Тем не менее они оставались на виду - Cockney Rejects зловредно обозвали свой первый альбом 'Greatest Hits'. Впрочем, два хита они действительно имели в своем багажнике - The Greatest Cockney Ripoff и 'I'm Forever Blowing Bubbles' - 25 и 31-ое места соответственно. Но самое интересное началось с выходом в том же 80-ом году второго гиганта Cockney Rejects, по загадочной причине названного 'Greatest Hits, Vol.2'. Вас, может быть, удивит название одной из композиций альбома, но я ничуть не вру, она на самом деле называлась 'Oi! Oi! Oi!'. Самые догадливые из читателей уже поняли; что 'Oi! Oi! Oi!' в действительности означает три раза повторенное междометие 'Oi!'. И с тех пор именно Oi является титулом, лозунгом и девизом движения, жанра и образа жизни всех ОНстеров.

Итак, что же такое Ой!? Самая злобная форма панка? - да. Наиболее 'радикальное проявление панк-культуры? - да. Прибежище для панков с профашистскими убеждениями? - да. Жизнь и судьба поколения британских панк-рокеров начала восьмидесятых? - да.

Фашизм в любом случае лежит в истоках английского панка. Достаточно лишь вспомнить, что многие члены групп Clash, Boys, Damned и прочих лидеров жанра начинали свою карьеру в прото-панковой банде London SS, название которой говорит само за себя.

Впрочем, к жанру Oi! сразу стали причислять и Angelic Upstarts, группу, члены которой всячески отнекивались от праворадикальных течений. Более того, в 90-ых годах вокалист Angelic Upstarts Менси откровенно примкнул к антифашистскому движению. Однако та социальная и музыкальная позиция, что занимала его группа в эпоху своего рассвета, не оставляет никаких сомнений в справедливости причисления ее к клану классиков Oi! Тем более, что британские скиннхэды обожали посещать концерты Angelic Upstarts, привлеченные ярко выраженной патриотической позицией коллектива - видимо патриотизм у англичан стоит выше разногласий между правыми и левыми. Впрочем, некоторые эксперты полагают, что, в сущности, для Oi! было не столь уж важно, в правую или левую сторону уклоняется его радикализм. Главное - чтобы он присутствовал в любой (желательно наигрязнейшей) форме.

Борьба фашистской и антифашистской половин панка продолжалась долго и идет до сих пор с переменным успехом. В то время, как примажоренный Джо Штраммер (Clash) выражал явное недовольство нацизмом, "пистолет" Сид Вишес не чурался сей идеологии. Аполитичные Ramones поначалу (см. песни Today Your Love, Tomorrow The World' и 'Commando') относились к фашизму как к невинной детской забаве, вполне соответствующей их имиджу, а впоследствии обратили внимание и на более темные проявление политического радикализма (см. 'Bonzo Goes To Bitburg').

Но были и серьезные проявления ультраправого радикализма - вспомним хотя бы знатных Ой!стеров Screwdriver, лидep которых Иэн Стюарт занимал почетную должность зампреда Британского Национального Фронта вплоть до своей трагической гибели в 1993 году.

К 80-ому году ВВБП пошла на спад. Развалились Sham 69, причем попытка собрать супер-группу Sham Pistols с участием Джимми Пурси и двух бывших членов Sex Pistols Кука и Джонса потерпела неудачу. Главные лидеры панка 70-ых поотбрасывали копыта, поняв, что подобной музыкой на хлеб не заработаешь, либо стали играть музыку для зарабатывания пирожных, что, мягко говоря, противоречит главным устоям жанра. Даже Cockney Rejects ударились в хэви-метал, записав в 82 году альбом The Wild Ones', спродюсированный басистом UFO Питом Уэем.

Но панк не умер. Безвестная банда Exploited решилась на последние деньги выпустить свой первый сингл 'Army Life', снабженный, кстати, B-side'oM с символичным названием 'Fuck The Mods' - композицией на мотив безобидной рождественской песенки, выражавшей искреннюю ненависть к буржуинским мутациям панк-рока. Четвертый сингл Exploited 'Dead Cities' достиг 31 места в октябре 1981, чем провозгласил феноменальную новость - панк не мертв! И дебютный гигант 'Punk's Not Dead', распроданный более чем в 150.000 экземпляров, отобрал последний повод для сомнений в этом. У пуритан тоже появилась возможность в этом убедиться: группа решилась на выступление в телепередаче Top Of The Pops' - наверное, это было самое шокирующее зрелище и слушище за всю историю британского телевещания.

Впрочем, Эдинбургские гребенщики не были самым жестоким проявлением панк-культуры. Двумя годами раньше со стапелей сошло ЕР 'Realities Of War', трэки которого были вдавлены в винил стараниями банды Discharge - одной из самых больших легенд английского панка. Президент фирмы Clay Records, приютивший этих извергов, оправдывается:

"Discharge полностью отличались от всего того, что я слышал раньше. Сначала дистрибьютеры брали по 5-10 копий, но в конечном счете пластинка продалась в количестве свыше 30.000 экземпляров".

Discharge были еще одними детьми трудового класса. И их музыка звучала именно так, как должна звучать природа промышленности и урбанизма - гвалт, смрад и жуть тяжелой техники, подавляющей маленького человека. Первые "семерки" группы (помимо упомянутой, еще 'Fight Back' и 'Decontrol') не выделялись особым музыкальным экстремизмом, однако двенадцатидюймовка 81 года 'Why?' сокрушила все, казалось бы, непреодолимые звуковые барьеры. Творческим кредом коллектива было: "Шум, а не музыка" - и только спустя шесть лет абсурдисты из Napalm Death смогли превзойти его, доведя шумовой абсурд до полного абсурда, причем пользуясь теми же абсурдными средствами. Однако деяния Discharge нашли неприятие у многих сторонников Ой! (в том числе и у главного воспевателя Ой!я журналиста Гари Бушеля из 'Sounds'). И дело не столько в пацифистской идеологии коллектива, сколько в чисто музыкальном непонимании привыкших к пусть грубому, но мелодизму, панков.

Главное наследие группы составляет классический гигант 82-ого года 'Hear Nothing, See Noth-ing, Say Nothing'. И по сей день дух Discharge пытаются возродить десятки групп во всем мире - в том числе и откровенные подражатели - Disgust, Dischange, Disclose или Disrupt. К сожалению, сами наши герои в конце концов выродились во второсортную металлическую банду, та же участь ждала и их коллег G.B.H.

Charged Q.B.H. (фото см. стр.1) - таково было первоначальное название коллектива, что шокировал публику дебютным мини-альбомом 'Leather, Bristles, Studs And Acne' в 1981 году. В своей музыке они смогли совместить безудержную ярость Discharge с традиционным панк- мелодизмом. При этом тематика их песен не замыкалась на политиканстве, а охватывала широкий диапазон - от некрофилии до хорошей выпивки. G.B.H. (отбросившие через пару лет первое слово из своего названия) первыми совместили в своей музыке как панковые, так и металлические влияния, что сделало их звучание во сто крат мощнее даже самого оголтелого Ой!я. Сингл 'No Survivors' добрался до 63-его места в национальном параде, а первый гигант, великолепный 'City Baby Attacked By Rats', затесался на 19 место в британском топе лонгплеев, как раз промеж альбомов Джими Хендрикса и Поля Маккартни.

Это была еще одна (к сожалению из числа последних) побед угнетенного молодого Ой!стерского населения туманных островов в борьбе против чуждой всему живому оболванивающей поп-музыки.

Что было дальше? Центр тяжести панк-культуры переместился в Америку, где в глубоком подполье вершили грязные дела хардкоровые изуверы Black Flag, Dead Kennedys, Minor Threat и иже с ними. В них не было и нет того радикализма, что сопровождал творчество заокеанских по отношению к США Ой!стеров. Вы когда-нибудь слышали от штатовских хардкорщиков песни про карибских наркосвиней или ублюдков мексиканцев, незаконно отбирающих заработок у безработного подростка-американца? Конечно, нет. В то время как социальную концепцию Ой!стеров можно было резюмировать как "буржуи совсем заели, пошли бить морду иностранцам!"

Ныне, к сожалению, рок-сцена не дарует нам обилия представителей сего вдохновляющего на подвиги музыкального течения, возможно, пропала необходимая для этого мрачная социально-политическая атмосфера, сгинул тотальный термоядерный ужас, да и жить стало лучше, жить стало веселее. Но в нашем мире всегда есть место злу. Плохому злу, что угнетает всех нас изнутри и снаружи, да хорошему злу - той музыке Oi!, что борется с плохим злом его же оружием. 


 

Dungeons Of Darkness   http://rellif.narod.ru   e-mail:  filler@gorodok.net

 

 

Сайт управляется системой uCoz